ru +998 90 807-86-68 info@av-travel-empire.uz

Изделия кустарного промысла

Сквозь века «Ремесленничество в Узбекистане»

Декоративно-прикладное искусство Узбекистана – это самобытное и эксклюзивное творчество народных мастеров, ремесленников, передающих свое умение из поколения в поколение. Вкладывая в каждую вещь частичку души, они на протяжении веков создавали уникальные образцы изделий: будь то утварь для дома или украшение жилища, неповторимая ткань для праздничного платья или особая посуда.

Художественная вышивка. Сюзане в Узбекистане
Художественная вышивка – традиционное искусство народов Узбекистана. Вышивка разноцветными хлопчатобумажными, шелковыми и даже золотыми нитями, украшала традиционную узбекскую одежду, халаты, головные уборы, свадебные наряды, тюбетейки, молельные и настенные коврики, попоны для лошадей, наволочки, покрывала, скатерти, занавесы, гобелены. Основной образ узбекских сюзане – растительный мир. Фантазия вышивальщиц не просто превращалась в цветущую ткань. В буйстве красок – пожелание счастья, благополучия, символы плодородия. В узбекской вышивке основную роль играет цвет, но, несмотря на то, что в каждом отдельном сюзане можно насчитать до пятнадцати тонов, народным мастерицам удавалось сохранить гармонию и единство общего колорита.

Дерево и металл:

Медная чеканка считается одним из самых древних видов прикладного искусства Узбекистана. Искусство медной чеканки, также как и керамика, на протяжении веков являлось традиционным для стран региона Центральной Азии, именно потому в Узбекистане вы можете найти множество изделий, украшенных чеканкой во всем разнообразии местных народных мотивов. Техника этого искусства оттачивалась веками, и, хотя в музеях можно увидеть в основном работы XVIII века, стиль их исполнения близок к традициям чеканки более ранних периодов. Основные центры производства гравированных изделий были расположены в Бухаре, Хиве, Коканде, Самарканде, Карши, Шахрисабзе.Чеканные товары с конца XVIII – начала XIX вв. отличались гармоничными пропорциями, выразительными линиями и орнаментальными узорами. Тисненые и гравированные металлические изделия того времени высоко ценились не только за их декоративные качества: они играли важную роль в повседневной жизни, так как являлись показателями социального статуса и богатства.Резьба по деревув Узбекистане доведена до совершенства. Лаух – раздвижная деревянная подставка для книг – одно из самых оригинальных изделий, которое когда – либо создавали узбекские резчики по дереву. Это сложная конструкция изготавливается из цельного куска дерева, без единого гвоздя и без использования клея или шарниров. Женщины будут приятно удивлены деревянными шкатулками с вырезанными различными орнаментами, потому что они могут быть использованы для хранения драгоценностей. Такая Узбекская шкатулка наполненная драгоценностями украдет сердце каждой женщины.

Ткани и ковры из Узбекистана
Маргиланский шелк, ханский атлас, адрас – имена очень знаменитых Узбекских тканей.

ревние города Центральной Азии, по которым проходил Шелковый Путь, всегда славились производством изысканных тканей. Центрами узбекского ткачества были и остаются Бухара, Маргилан, Наманган, Коканд и другие. Сегодня эти места славятся красотой изготавливаемого там вручную шелка не только по всей стране, но и на весь мир. Вековые традиции ручного изготовления шелковых и хлопковых тканей были неотъемлемой частью национальной одежды, культуры и интерьера.Традиционные узбекские тканиОсобое место занимают традиционные ткани, изготовленные по древней технологии, которую на западе называют «икат». Это название происходит от индонезийского глагола «менгикат», что означает «связывать». Эта сложная техника ткачества выполняется исключительно вручную и заключается в том, что нити ткани обвязывают в пучки и окрашивают их в определенные цвета. Затем, когда ткань выткана, на ней вырисовывается рисунок. В Узбекистане такая техника называется «абрбанд», что в переводе означает – обвязанное облако.

Древние традиции узбекского ковроткачества сегодня возрождаются во многих областях Узбекистана. Яркие, оригинальные, затейливые узоры, самобытный колорит (от красно-коричневого до красно-синего), яркость, бесчисленные варианты узоров все это позволило местным коврам завоевать большую известность во многих странах.Домашнеековроделие развивается в Ферганской долине, Нуратинском междугорье, Кашкадарьинском, Сурхандарьинском, Сырдарьинском вилоятах, Каракалпакстане. Центрами по производству и сбыту ковров являются также Самарканд, Ургут, Коканд, Хорезм. Мастерицы изготовляют длинноворсовые и коротковорсовые ковры (джульхирсы, гилямы), безворсовые ковры (паласы).

 

Гончарное производство:

Гончарное производство на протяжении многих веков являлось самым высокоразвитым видом ремесла в этом регионе. Из глины делали самое главное – посуду: чаши, пиалы, блюда, кувшины. А затем расписывали ее глазурью, наносили оригинальные рисунки и орнаменты.

 

К числу традиционных центров керамического производства, сохранивших свои древние традиции, относятся Риштан, Гиждуван, Хина, Самарканд, Гурумсарай, Шахрисабз, Ургут, Хорезм, Ташкент.

 

Самая знаменитая в Узбекистане – риштанская керамика. Ее особенность – яркая голубая глазурь – «ишкор» – красителя, полученного из золы растений. Декор риштанской керамики преимущественно растительный (коричнево-зеленых оттенков), а также изображения кумганов, ножей, птиц, рыб, элементов архитектурного декора.